История города Макарьева и Макарево-Унжинского монастыря
Город Макарьев - районный центр Костромской области, расположен на правом высоком берегу реки Унжи - левом притоке Волги.
Макарьев - старинный русский город. Начало ему положил нижегородец, монах-пустынник Макарий, поставивший здесь в 1439 году свой первый скит, а затем деревянную церковь. Благодаря широкой известности Макария, прозванного преподобным якобы за то, что он мог исцелять больных людей, сюда началось паломничество верующих. Были построены еще несколько деревянных церквей, и это был уже монастырь. Особенно быстрое развитие монастырь получил после посещения его первым русским царем Михаилом Федоровичем из династии бояр Романовых в 1619 году. С 1664 года деревянные постройки монастыря постепенно заменяются каменными.
В монастыре в 1670 году возводится Троицкая церковь, 1675 - Макарьевская, 1680 - Благовещенская, 1685 - Никольская, 1735 - Успенская церкви. Так образовался целый монастырский комплекс.
После произведенной в России в 1775 году административной реформы в Костромском крае создаются две провинции: Костромская и Унженская, в последнюю вошли Макарьевский , Кологривский, Ветлужский, Варнавинский уезды . Макарьев стал центром не только уезда, но и всей провинции.
В 1778 году указом Екатерины II Макарьев получил статус города. В 1779 году учреждается герб города, представляющий из себя: верхняя часть - на голубом фоне галерная корма с тремя фонарями и опущенными лестницами, обозначавшая герб Костромского наместничества; нижняя часть - на голубом же фоне два золотых колокола, означающие, что город славится монастырем.
С середины XIX века в Макарьеве развертывается строительство домов в каменном исполнении. Эти дома в основном сохранились и по настоящее время в центре города.
К началу ХХ века в городе насчитывалось два мыловаренных, два кожевенных, кирпичный, овчинный, сальносвечный, кустарные предприятия, имелось 17 мануфактурных и галантерейных магазинов, три железоскобяных, два обувных, несколько десятков хлебобакалейных. Основное население города: портные, сапожники, печники, столяры, плотники, кузнецы, жестянщики и другой ремесленный люд. До развития пароходного сообщения насчитывалось 206 бурлаков. Все они кое-как сводили концы с концами, так как гнет царизма с не меньшей силой распространялся и на них. Поэтому буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. захватила и Макарьев. Активную пропаганду марксизма в Макарьеве в этот период вели революционеры, примыкавшие к РСДРП, врач макарьевской больницы К. С. Малиновский, юрист А. А. Груздев, член Костромской боевой дружины Н. М. Шенин, учительница М. Г. Дворникова и другие. В Макарьевском уезде в пропагандистской работе участвовал делегат четвертого объединительного союза РСДРП А. К. Гастев, командированный Костромским комитетом РСДРП. С помощью черносотенской организации, созданной в Макарьеве под руководством священника Горицкого, полиция разгромила социал-демократические кружки, а их руководители были отправлены в ссылку и тюрьму.
В декабре 1918 года в Макарьеве создается Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председателем Совета стал Петр Александрович Катанов, рабочий-большевик, именем которого названа одна из улиц города. Наступил советский период в развитии города Макарьева и уезда.
Тяжелое наследие, доставшееся после Великой Октябрьской социалистической революции, требовало энергичных мер по развитию промышленности, сельского хозяйства, культуры, народного образования.
Главное богатство района - лес, перешедший в руки народа, требовался стране как никогда. Поэтому уже в 20-х годах в районе интенсивно развернулась заготовка древесины. Организуются лесопромышленные предприятия - в 1928 году Понизовский ЛПХ, а впоследствии Комсомольский, Первомайский и Унженский лесопункты. Более миллиона кубометров древесины в год заготавливалось данными лесопредприятиями. Развитие Макарьева в 30-е годы связано с развертыванием интенсивной заготовки древесины.
В годы Великой Отечественной войны около 10 тысяч макарьевцев с оружием в руках защищали свою Родину, каждый второй погиб в боях. Более тысячи были награждены орденами и медалями. Жители города и района гордятся подвигами своих земляков - Героев Советского Союза Юрия Васильевича Смирнова, Николая Андреевича Смирнова, Александра Федоровича Володина. В Макарьеве жил и учился в СПТУ № 1 Дмитрий Федорович Устинов, впоследствии ставший Маршалом Советского Союза, Министром обороны СССР.
В настоящее время Макарьев - это провинциальный городок, люди которого живут в основном за счет торговли. Каждый четверг там открыт большой рынок, куда съезжаются продавцы из разных окрестных городов. Там вы найдете в основном различные хозяйственные товары, одежду. В городе за последние годы построены новые жилые микрорайоны, хлебокомбинат, ликероводочный завод, открылось много новых магазинов. Также работает центральная районная больница. С 1993 года началось восстановление главной достопримечательности города - Макарьев-Унженского монастыря. В составе культурно-спортивного комплекса работают Дом культуры, детские художественная и музыкальная школы, краеведческий музей и два музея имени Ю. Смирнова, городской парк, центральная библиотека, стадион ДЮШС. В городе имеются средняя школа и СПТУ № 1 имени Ю. В. Смирнова, где обучают специальностям шофера, тракториста, повара, строителя. В Христорождественской церкви проводятся службы. Приезжие люди могут остановиться в гостинице "Заря".
В Макарьеве много исторических памятников: ансамбль Макарьев-Унженского монастыря XVII - XVIII веков, Христорождественская церковь XVIII века, Кладбищенская (Ильинская) церковь 1812 года, храм Александра Невского 1905 г. Город сохранил старый самобытный облик, заимствованный у города Костромы так называемый "звездный" план - со всех направлений улицы сходятся к площади, в центре которой расположен очень уютный зеленый сквер - любимое место отдыха горожан.
Всей России был ранее известен Макарьев-Унженский монастырь. Его называли "Второй Лаврой". Тысячи паломников приезжали поклониться преподобному Макарию Унженскому. Сотни монахов населяли обитель. Многочисленные чудеса явил преподобный Макарий. Сведения о них бережно хранились и вносились в монастырскую летопись.
Более пяти с половиной веков под чудодейственным покровительством святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского находится Макарьев-Унженский монастырь, основанный им же в 1439 году.
90-летним старцем прибыл преподобный Макарий на это святое место с берегов Волги из Желтоводского монастыря. Родился будущий подвижник в Нижнем Новгороде в 1349 году. Постриг принял в Печерском монастыре с именем Макарий. На Желтоводском озере близ Волги, куда он прибыл после пострига, он вырыл себе пещерку-келию. К нему стала сходиться братия. Но в 1439 году деревянный монастырь был выжжен дотла одним из отрядов ордынского хана Улу-Мухаммеда. Очень много монахов было перебито, а самого Макария, однако, "яко тиха, мудра, незлобива", отпустили "со многими братиями" и с обязательством никогда здесь монастырь не возобновлять. Старец с монахами поднялись вверх по Волге до слияния ее с притоком - рекой Унжей. Затем, поднявшись вверх по течению последней, они прибыли в город Унжу, жители которого приняли преподобного с честью и предложили остаться. Но Макарий, любя уединение, попросил горожан дать ему "место безмолвно". В 15 верстах от г. Унжи преподобный выбрал место для будущей обители на горе над р. Унжей. "Прииде преподобный и виде и возлюби место и крест постави" и "хижину малу на пребывание себе устрои". В том же году был поставлен скит, а затем и деревянная церковь. Рядом с монастырской горой преподобный Макарий ископал источник, существующий и сегодня, всегда наполненный прозрачной водой. После смерти преподобного в 1444 году в возрасте 95 лет люди начали приходить к святому гробу его, и многие получали чудесное исцеление от болезней.
Мало что известно о 150 последующих годах жизни монастыря. Однако летопись сообщает, что в 1522 году при очередном набеге татар обитель была чудесно сохранена от разорения.
В начале XVI века Макарьев-Унженский монастырь был небольшим. Было там всего две деревянные церкви. Но он особо чтился царским домом Романовых. Осенью 1619 года первый русский царь из рода Романовых Михаил Федорович вместе с матерью своей инокиней Марфой совершил паломничество по Костромской епархии (Кострома, Домнино, Макарьев-Унженский монастырь). То было паломничество по "особому обету - для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена". Особую роль сыграл монастырь в жизни Романовых. За несколько месяцев до венчания на царство посетил Михаил Федорович Романов преподобного Макария. Покровительством преподобного была сохранена жизнь юного Романова. Именно в тот момент, когда благочестивая мать и сын Романовы молились у раки преподобного, "польские и литовские люди" искали их, чтобы убить молодого Романова, потому что он был основной претендент на Российский престол.
Крестьянин Иван Сусанин не допустил иноземцев захватить Михаила и его мать в незащищенном Унженском монастыре. Русский крестьянин спас будущего царя, а за это умер тихою мученическою смертью.
Возрождение монастыря началось в 1993 году, 3 августа. Число насельниц составляло 5 человек. 7 августа 1993 года совершалась Божественная Литургия, которую служил Владыка Александр. Это был день памяти преподобного Макария. В этот день после окончания службы подошли женщина с мужчиной. Они сказали, что приезжают каждый год на праздник преп. Макария из Москвы и со слезами стали рассказывать сон, который приснился мужу накануне поездки на праздник. Он видел во сне преп. Макария, который говорил народу: "Грузите возы в Макарьев, в монастырь сестрам". Муж с женой были в недоумении, так как монастырь был не действующий, а когда приехали в Макарьев на службу и услышали указ Святейшего Патриарха, который прочитал Владыка во время службы, об открытии монастыря, то были поражены. В этот же день монахиню Людмилу наградили наперсным крестом и возвели в сан игуменьи.
А вот несколько историй о чудесах и исцелении от мощей преподобного Макария и святой воды: Спустя 2 месяца после открытия монастыря туда пришла женщина с 3-летним мальчиком. Она рассказала следующее. Придя за водой на святой источник преп. Макария, который находится под горой у монастырской стены, она увидела на одном из монастырских храмов три горящие свечи. Она спросила у мальчика, видит ли он эти свечи. Он сказал, что видит. Накануне праздника Св. Троицы после всенощного бдения верующие прихожане видели множество зажженных свечей над монастырем. Неоднократно летом ночью мы наблюдали горящие кресты, как играющее пасхальное солнце.
Многие верующие получают исцеления от воды св. источника преп. Макария, от мощей святого угодника Божия и от масла с лампады, которая неугасимо горит у раки преподобного Макария. Таких исцелений было множество. Расскажем о некоторых из них. Паломник из Москвы, выполняя послушание, сильно ударил ухо. Боль и отек продолжались несколько дней. После помазания святым маслом произошло исцеление. Житель г. Макарьева, помогающий монастырю, упал с лестницы на бетонную отмостку дома. От сильной боли он потерял сознание. Сразу после помазания маслом от лампадки, горящей у раки преподобного Макария, пришел в себя. У него оказался сильный ушиб и трещины поясничных костей. Уже через несколько недель больной выписался из больницы, несмотря на пожилой возраст, а через несколько месяцев стал снова помогать монастырю. Невозможно перечислить все чудеса и исцеления, их очень много. Все любящие и почитающие преп. Макария прибегают к его помощи и по вере своей получают исцеления.
Комплекс монастыря огромен. В ограде насчитывается 5 храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. В Успенском храме совершаются регулярные богослужения, в нем же почивают мощи преподобного Макария. Следует отметить, что из семи святых костромской земли, мощи которых почивают под спудом, это единственные открытые для всеобщего поклонения.
Как ни далек монастырь от Москвы, но живая связь между стольным градом и чудотворной обителью останется и поныне. В Алтуфьево находится источник преп. Макария при Крестовоздвиженском храме. Там же во время Великой Отечественной войны засвидетельствовано чудесное явление преподобного. В известном храме во имя святителя Митрофания Воронежского есть чудотворная икона преп. Макария, а сам будущий святитель был некоторое время игуменом этого монастыря.
Ранее в Макариево-Унженском монастыре было до нескольких сот насельников, сегодня - 12 сестер. В 1929 году перед закрытием монастыря последних оставшихся монахов тоже было 12
http://www.mkdoz.ru/about/history/