Сталаг VI A Хемер
Музей поминовения и информационный центр
1.Что такое сталаг?
Обозначение «сталаг» в немецком Вермахте являлось сокращенным названием концлагеря для военнопленных из рядового состава. Индивидуальное название концлагеря состояло из римской цифры его военного округа и большой буквы в соответствии с временной последовательностью их расположения.
Все сталаги находились в подчинении Верховного Командования Вермахта, а с ноября 1944 года СС. В них содержались в заключении солдаты в звании рядовых и унтер-офицеры. В первое время концлагеря были рассчитаны на размещение 10 000 человек, позднее средняя численность заключенных возросла до 30 000. В 1941 году в Немецком Рейхе находилось 80 сталагов;в военном округе VI (Мюнстер)-в него также входил округ Зауэрланд-их было восемь. Сталаги являлись региональными административными, транзитными и распределительными формированиями для организации работ заключенных в них военнопленных, а также для управления их жизнью в концлагере.
После регистрации личных сведений и ,как правило, поверхностного медицинского осмотра уже несколько дней спустя по распределению биржи труда военнопленные попадали в трудовые отряды в управлении сталага. Большая часть заключенных в концлагере военнопленных (около 90%) привлекалась к работам. В концлагере находились только те военнопленные, которые из-за ранений,болезней и истощения были не в состоянии больше работать а также военнопленные, которые были предоставлены трудовыми отрядами в дальнейшее распоряжение, работали в сталаге, недавно прибыли или находились в карантине.
2. Формирование сталага VI А
После быстрого захвата Польши возникла необходимость размещения тысяч военнопленных в течение короткого времени. Верховное Командование Вермахта оценило их численность слишком низкой. Поэтому проводилась проверка различных военных объектов в военных округах на их пригодность в качестве места расположения концлагеря. Выбор планировщиков пал на еще недостроенное здание казармы в Хемере на улице ам Юберг,так как эти постройки еще не могли быть использованы Вермахтом по назначению. Преимуществом этого места расположения являлось наличие в Хемере железнодорожного сообщения а также близость промышленности Рурской области.
В сентябре 1939 года по согласованию с земельной биржей труда в Дортмунде было принято решение о сформировании в Хемере первого концлагеря для военнопленных военного округа VI сталага VI А.
К поздней осени 1939 года в каменное здание были встроены крыши, окна и двери, таким образом здание было подготовлено для размещения польских военнопленных, ранее размещенных во временном палаточном лагере на Остеншлаштрасе. Из-за того, что здания внутри находились во все еще недостроенном состоянии, в первое время военнопленные были вынуждены спать на голом бетонном полу, пока в помещениях не были размещены грубо отесанные двух- и трехэтажные деревянные нары. Для того, чтобы добиться запланированной укомплектации концлагеря немного позднее были построены деревянные бараки. Территория лагеря была окружена двойным забором, высота внешнего забора состовляла 3,50 метра, а высота внутреннего 1,50 метра. Для охраны концлагеря были построены шесть деревянных сторожевых вышек и откомандирован батальон резервистов-стрелков Вермахта.
3. Поляки и военнопленные из стран Западной Европы, итальянцы
Поляки
После нападения на Польшу к ноябрю 1939 года в сталаге VI А были размещены около 12 000 польских военнопленных. Несмотря на то, что польские военнопленные также считались расово неполноценными славянами, обращение с ними было гораздо лучше чем позднее с советскими военнопленными. В результате принудительного причисления к гражданскому населению многие польские военнопленые были привлечены к выполнению работ за пределами концлагеря. После раскрытия подпольной организации польского сопротивления большая часть польских заключенных в конце 1942 года была перемещена в другие концлагеря.
Французы
В конце 1942 года французы в количестве 28 000 человек представляли самую многочисленную национальность в концлагере. С ними относительно хорошо обращались как в концлагере так и в трудовых отрядах. Им разрешадось писать письма на родину а также получать оттуда бандероли. В своей часовне в блоке 5 они могли принимать участие в церковной службе. Лагерная газета „Пур ну“, библиотека, а также театральные и музыкальные представления смягчали невзгоды лагерной жизни.
Режим Виши в южной части Франции, свободной от оккупации, достиг договоренности о возвращении французских военнопленных в обмен на обязательство французов работать на немецкую военную промышленность. С конца 1942 года численность французских военнопленных в сталаге сократилась до 5000 человек.
Бельгийцы
С заключенными с 1943 года в сталаге VI А 1300 бельгийцами обращались также как и с французами. Как и французы они главным образом работали в местных и ремесленных отраслях промышленности.
Итальянцы
После свержения режима Муссолини Италия присоединилась к союзникам и стала таким образом военным противником Германии. До 15 000 военнопленных, так называемые военно-интернированные лица, были помещены с сентября 1943 года в сталаг. Немецкие солдаты обращались с ними как с предателями также нечеловечески, как и с советскими военнопленными. После причисления к гражданскому населению число военно-интернированных в Хемере в 1944 году сократилось до нескольких сот человек.
4.Советские военнопленные
Во время Второй мировой войны около 5,7 миллионов красноармейцев попали в немецкий плен. Предположительно 3,3 миллиона были расстреляны, погибли от ранений, болезней и истощения. Военные действия на Восточном фронте проходили как война до полного уничтожения и были направлены на истребление советского населения. Советское население в национал-социалистической расовой идеологии были людьми низшей расы, которые не имели право на жизнь. В национал-социалистическом понимании на них не распространялось действие международных конвенций.
Первые советские военнопленные прибыли в сталаг VI А в октябре 1941 года, отсюда их распределяли в трудовые отряды при штольнях Рурской области. К концу года в управлении концлагеря находилось уже 47 000 человек. Значительное повышение численности советских военнопленных с осени 1942 года было обусловлено использованием концлагеря для рядового состава в горнодобывающей промышленности Рурской области.
По планам Командования Вермахта советские заключенные, признанные трудоспособными, должны были восстановить свои силы в Хемере и после короткого пребывания выполнять трудовые работы в качестве рабов. Однако «русские», как называли всех советских солдат, калорийного питания в сталаге не получали. Их жизнь в лагере и трудовых отрядах была постоянной борьбой за существование. Осенью 1944 года сверх 100.000 военнопленных содержались в сталаге VI А.
В соответствии с национал-социалистической идеологией по сравнению с другими национальностями им предоставлялось самое худшее питание.
Они не получали бандеролей с родины, и даже представители Красного Креста не заботились о них. Те, кто не в состоянии был больше работать,отсылались из штолен обратно в концлагерь. Сталаг VI А стал для советских военнопленных адским лагерем смерти, его называли «яма».
5. "Будни" сталага VI А
Для охраны и управления концлагерь располагал личным составом в количестве более чем 500 человек. Около 150 резервистов - стрелков вермахта охраняли концлагерь. Батальон почти полностью состоял из пожилых мужчин, непригодных к службе в действующей армии, а также молодых мужчин, уже принимавших участие в военных действиях и ставших инвалидами. Некоторые обращались с военнопленными в соответствии с лагерными правилами, другие придирались к ним и избивали их, не останавливаясь даже перед убийством.
Отдел земельной биржи труда концлагеря распределял военнопленных после установления их трудоспособности в трудовые отряды под управлением сталага. В больнице концлагеря лечили раненых и больных и восстанавливали силы истощенных воннопленных. Медицинское обеспечение советских военнопленных, часто страдавших туберкулезом и другими заболеваниями, было из-за недостатка продуктов и медикаментов ужасным или временами вообще не проводилось. Их смертность достигала ужасающих масштабов. Трупы доставляли в морг и затем ежедневно вывозили на места массовых захоронений.
Бараки находились в плачевном состоянии, условия жизни в них были нечеловеческие. В палатках сквозило, летом в них было невыносимо жарко, а в прохладное время года холодно и влажно. В каменных постройках находились только грубо отесанные двух-и трехэтажные кровати, там не было отопления и было мучительно тесно. Заключенных мучили паразиты в постельном белье и одежде.
Каждый день заключенные должны были выходить на утреннее построение. Обеспечение продовольствием было совершенно недостаточным и состояло из кофейного напитка, плохо пахнувшего водянистого супа с брюквой и нечищенной картошкой, не более 250 грамм хлеба в день, иногда немного маргарина, простой колбасы или патоки. Заключенные из стран Западной Европы и Польши могли добавлять к своему питанию продукты, полученные из дома. Ужасные сцены разыгрывались при выдаче пищи русским, когда охранники жестоко избивали заключенных, которые второй раз становились в очередь, чтобы получить еще одну порцию пищи.
6. Эксплуатация труда заключенных.
Сталаги имели для военной промышленности большое значение как источник рабочей силы. По Женевскому Договору от 1929 года военнопленные могли привлекаться ко всем видам работ кроме работ в оборонной промышленности. Сначала военнопленные выполняли принудительные работы в сельском хозяйстве и на близлежащих фабриках, позднее, несмотря на запрет, главным образом в военной промышленности.
4 ноября 1942 года сталаг VI А стал концлагерем для рядового состава горнодобывающей отрасли. Осенью 1944 года 90 % от почти 100 000 заключенных сталага VI А выполняли принудительные работы, их большая часть-советские военнопленные должны были работать в горнодобывающей промышленности Рурской области.
Из-за плохого питания а также тяжелейшей и часто опасной работы по 12 часов в день смертность была высокой. С ужесточением военных действий с 1943 года военнопленные и заключенные,находившиеся на принудительных работах, все больше заменяли немецких рабочих. Для военной промышленности они стали незаменимыми. В общей сложности около 13 миллионов заключенных выполняли во время Второй мировой войны принудительные работы. По численности и производительности труда гражданские заключенные превосходили военнопленных.
Индивидуальные судьбы заключенных из обеих групп сильно различаются. У некоторых работа была легче, к примеру на небольших ремесленных предприятиях или на скотных дворах, хуже всего работа была в тяжелой промышленности и на больших предприятиях оборонной отрасли. С заключенными из стран Западной Европы, такими как французы и бельгийцы, обращались лучше, чем с заключенными из стран Восточной Европы из СССР или Польши.
7. Передача концлагеря
В начале апреля 1945 года 325 000 немецких солдат были окружены в "Рурском котле". После дальнейшего подвижения американцев в остатке восточного Рурского котла около Изерлона находилось 30 000 солдат. 12/13 апреля американские войска приблизились к Дайлингхофену.
В противовес приказу фельдмаршала Моделя не отступать генерал-лейтенант Байерляйн отдал приказ капитулировать. Отступление последнего немецкого танкового взвода в Изерлон и переговоры с капитаном Веллером, офицером концлагеря, предотвратили обстрел концлагеря и кровавую бойню. 14 апреля сталаг был передан без боя. Американцы нашли 23 302 заключенных в ужасном состоянии и незамедлительно позаботились о питании и медицинском обеспечении.
Сразу после освобождения многие советские и итальянские заключенные совершили побег из концлагеря и несколько дней мародерствовали в окрестностях, до тех пор, пока они снова не были возвращены американцами в концлагерь.
Смертность бывших заключенных концлагеря была и после освобождения еще высокой, однако американцы смогли обеспечить хороший уход за заключенными, что позволило снизить смертность в течение короткого времени.
В последние дни перед освобождением трупы из концлагеря не вывозились. В морге американцы обнаружили более 250 трупов и из-за опасности эпидемии отдали приказ о быстром погребении в массовых могилах непосредственно рядом с территорией концлагеря на улице Ам Хазело.
8. От военнопленного к перемещенному лицу
К перемещенным лицам (Displaced Persons), в сокращении DP, союзники причисляли всех людей, угнанных с их родины немцами до 1945 года. К концу войны в их число входили 18,4 миллиона военнопленных и заключенных, находившихся на принудительных работах. К позднему лету 1945 года их подавляющее большинство снова вернулось на родину. После его освобождения американцы превратили сталаг VI А в лагерь для перемещенных лиц и назвали его "Камп Рузвельт". С мая по август 1945 года лагерь был регионально значимым центром возвращения перемещенных лиц. Небольшое количество бывших заключенных, как правило из Польши, использовали эту возможность, чтобы эмигрировать в США, Канаду или Австралию.
Граждане СССР не могли этого сделать, так как вопреки международному праву в случае нежелания возвращаться СССР производил принудительную репатриацию.
С большим недоверием в Советском Союзе встречали тех, кто побывал в немецком плену. Считалось, что они отвергали коммунизм, по доктрине Сталина с ними обращались как с пособниками фашистов и предателями. На пограничном переходе Франкфурт/Одер отдел по борьбе со шпионажем подвергал всех возвращающихся на родину жестоким допросам и во многих случаях вынуждал к "признаниям". В зависимости от "состава преступления" им угрожали расстрел, тюремное заключение или принудительные работы в гулаге, а в гражданской жизни надзор, отвержение и придирки.
Только в эру Горбачева с 1987 года произошла заметная реабилитация. Однако для многих пострадавших это случилось слишком поздно: война, плен и принудительные работы вместе с презрительным отношением в Германии и на родине разрушили их жизни.
9. Жертвы сталага VI А
Первые умершие в сталаге поляки и французы были похоронены на отдельном участке муниципального лесного кладбища. В начале 1942 года лагерное начальство приказало из-за многочисленных смертей заложить рядом с евангелическим кладбищем на улице Хёклингзер Вег "Русское кладбище", на котором были похоронены в массовых захоронениях более 3 400 человек.
Весной 1943 года на охраняемой военной территории на холме Дуло было заложено еще одно кладбище.
Трупы раздевали в сталаге, завертывали в бумагу и везли на открытой повозке через город на кладбище, где хоронили их без проведения какого-либо обряда часто тесно друг к другу в три ряда. Как установлено сейчас, что, однако, подлежит архивному уточнению, в Хемере погибли страшной смертью в общей сложности от 8 000 до 9 000 преимущественно советских заключенных. "Отчисленные" управлением горнодобывающих предприятий непригодные к выполнению работ советские заключенные отсылались обратно в лагерь рядового состава в Хемер , тысячи были предоставлены там своей судьбе. Они были истощены и находились в плохом физическом состоянии, поэтому их шансы выжить в лагере были невелики, так как там не было ни требуемого медицинского обслуживания, ни необходимого питания. Жертвы болезней, несчастных случаев, бомбежек и произвола, погибшие в трудовых отрядах, были похоронены там, где они выполняли принудительные работы. С 1939 по 1945 год в распоряжении сталага VI А находились до 200 000 залюченных. Многие выжившие после перенесенных страданий и бедствий были ранены, больны, мучились душевными травмами. Оба кладбища были преобразованы в места захоронения военнопленных в достойном состоянии. На кладбище на улице Хоклингзер Вег стоит памятник 1967 года вместо мемориала, отлитого бывшими советскими военнопленными из бетона в 1945 году. На холме Дуло возвышается разработанный по проекту советских архитекторов и открытый в октябре 1945 года памятник. На плоском рельефе изображены три страдающих военнопленных, на вершине изображена советская звезда а на основании выгравирована надпись на кириллице. В северо-восточной части кладбища находится стелла, высеченная из камня в 1942 году французом в память о своих погибших товарищах.
10. Кто любит вспоминать об этом?
После войны существование концлагеря замалчивалось в течение десятилетий. Обсуждался только урон, причиненный жителям города Хемера в результате мародерства заключенных после их освобождения. Полемика по истории сталага VI не велась.
Одним из немногих мероприятий в память о концлагере было покаяние обеих конфессий по инициативе совместной базисной группы, состоявшей из католиков и протестантов, Акцион 365 в ноябре 1975 года.
Брошюра "Гражданское движение за мир и разоружение" о сталаге VI А а также первый день памяти на кладбище Дуло в 1982 году вызвали у большинства населения непонимание и возмущение, были восприняты как провокация и отсутствие патриотизма. Следующие дни памяти с участием видных общественных деятелей изменили отношение представителей города, Бундесвера, и в конечном итоге большинства населения к этой мрачной странице истории города. В 1992 году был открыт мемориал перед бывшей казармой Блюхер.
В 1995 году Бундесвер в сотрудничестве с "Рабочей группой сталаг VI А" открыл небольшой музей с выставкой о страданиях и смерти заключенных. С тех пор тысячи посетителей, включая бывших заключенных и их родственников из различных европейских стран, ознакомились с её содержанием. В том же году город Хемер и Народный университет опубликовали многочисленные документы в форме книги. Эта публикация послужила сценарием телевизионного фильма "Массовая могила в Зауэрланде", который был снят телевизионным каналом WDR в 2001 году.
Ежегодно 14 апреля в годовщину освобождения концлагеря группа Акцион 365 приглашает принять участие в торжествах поминовения у мемориала.
Сегодняшний музей поминовения и информационный центр был открыт Обществом истории современности города Хемера в 2009 году.
Авторы: Петер Клаггес, Ханс- Херманн Стопсак, Эберахард Томаз
Переводчица Анастасия Эббинг
http://www.stalag-via.de/inforuss.htm